Композитор, который не хотел быть снобом: умер Геннадий Гладков
В возрасте 88 лет скончался народный артист России Геннадий Гладков. Можно долго перечислять его произведения и саундтреки к мультипликационным и художественным фильмам. Но, возможно, лучшим памятником Геннадию Игоревичу станут его собственные слова о том, что композитор обязан понимать музыку, звучащую из окон и на танцевальных площадках, и ни в коем случае не превращаться в сноба. Музыкант, композитор и певец как минимум в третьем поколении всю жизнь писал музыку, которая была понятна миллионам слушателей разных поколений.
Продолжатель династии
Гладков родился в 1935 году в семье джазового музыканта. Игорь Иванович Гладков долгие годы играл в оркестре Александра Цфасмана. Знатоки кино утверждают, что его можно мимолётно увидеть в фильме «Место встречи изменить нельзя» в сцене, где Шарапов коротает время перед киносеансом. Собственно, Цфасман и был автором песенки «Неудачное свидание», которую в фильме исполнили Наталья Крачковская и Валентин Кулик.
Отец матери Геннадия Гладкова до самой смерти играл на гармошке в аккомпанирующем составе Лидии Руслановой. В те почти уже былинные годы даже суперзвёзды – а Русланова была именно суперзвездой – запросто выезжали на концерты в колхозы и на заводы с ансамблем из нескольких музыкантов. А уж в составе фронтовых концертных бригад Степан Максаков часто аккомпанировал певице самостоятельно.
С таким, говоря современным языком, бэкграундом, Геннадий, конечно, пошёл по музыкальной стезе. Он закончил школу-училище при Московской консерватории и Центральную музыкальную школу. Однако начавшаяся после смерти И. В. Сталина оттепель сказалась на традиционной культуре вообще и на музыкальной в частности весьма однобоко. Гладков, несмотря на свою любовь к джазу, перемены не воспринял. Он пошёл в политехникум, закончил его и какое-то время работал сменным мастером на химическом заводе. Лишь в возрасте 28 лет он вернулся в музыку. Закончив консерваторию, он стал преподавателем в Хоровом училище и в знаменитой Гнесинке.
Гладков и Шерлок Холмс
Конечно, выдающийся композитор не мог быть знакомым с вымышленным литературным персонажем. Зато он с детства дружил с Василием Ливановым, гениально исполнившим роль Холмса в серии фильмов, ставших культовыми.
Характеры Ливанова и Гладкова в чём-то похожи – оба не чурались работы, пусть даже она была в представлении богемы далека от высокого искусства. Ливанов снимал мультфильмы и полнометражные фильмы, писал сценарии и брался за роли, которые ему нравились. В 1966 году он позвал Гладкова написать музыку к своему мультфильму «Самый, самый, самый». А на премьерном показе Ливанов познакомил Гладкова с Марком Захаровым. Тут, собственно, всё и завертелось.
От «Бременских музыкантов» до «Убить дракона»
Начиная с 1969 года, когда он написал музыку к мультфильму-мюзиклу «Бременские музыканты», редкий год обходился для Гладкова без написания музыки и песен к четырём – пяти кино- и мультфильмам. При этом Геннадий Игоревич обходился без новомодных экспериментов и поисков новых форм. Залихватские мелодии из «Джентльменов удачи», «12 стульев», «Дульсинеи Тобосской» или «Человека с бульвара Капуцинов» стали неотъемлемой частью успеха этих и многих других фильмов.
А маленькие советские зрители прилипали к экранам телевизоров, слушая песенку Львёнка и Черепахи или внешне неуклюжие арии героев мультфильмов про 38 попугаев. Можно без преувеличения сказать, что музыка Геннадия Гладкова стала не меньшим вкладом в советский и российский кинематограф, чем работы многих режиссёров и актёров.