Налоговая реформа грядёт, принципы пока расплывчаты
Несмотря на уже идущее обсуждение налоговой реформы, даже общие её принципы пока находятся в тумане. 23 мая, перед началом широкой дискуссии в Госдуме, глава профильного комитета нижней палаты парламента Андрей Макаров назвал четыре принципа реформы, но упомянутые им дифференцированный подход, эффективность использования бюджетных средств, целенаправленность новых поступлений и справедливость можно применить к любому законопроекту. Конкретики о реформе налога на доходы и прибыль предприятий пока нет.
Физические лица должны платить налог на доходы по разным ставкам
Уже работающая ставка о налоге в 15% на доходы выше 5 млн. рублей в целом одобрена обществом. Однако намеченная реформа коснётся не минимальной прослойки, а гораздо большее количество граждан. Причём понижение порога в 5млн. неминуемо. Тут возможны дискуссии как о ставках прогрессивной шкалы налога, так и о возможных массовых исключениях.
Дифференцированный подход предполагает учёт не только доходов, но и расходов. Понятно, что при одинаковой зарплате расходы на простое жизнеобеспечение у многодетных родителей будут выше, чем у одинокого человека. Количество параметров, которые нужно будет учесть, велико. И пока они не выработаны даже вчерне.
Эффективность и целесообразность использования денег
С расходованием предполагаемых дополнительных средств дело обстоит проще. Их обещают направлять на заявленные президентом цели: повышение благосостояния, улучшение качества жизни, здоровье и благополучие граждан. Подводные камни есть и здесь, но их на порядок меньше, чем в принципе дифференцированного взимания НДС.
Справедливость
Само по себе выделение этого принципа в отдельную категорию говорит о многом. Справедливости для всех не удалось и не удаётся достичь ни одному государству. Обделённые и обиженные будут всегда. Но идти по этой бесконечной дороге нужно.
Применительно к налоговой реформе справедливость обозначает, если исходить из слов Макарова и министра финансов Антона Силуанова, опосредованную поддержку нужных государству профессий и отраслей. Частично этот принцип уже осуществляется в поддержке предприятий ОПК и отрасли IT.
Предполагается распространить его на всю экономику. Упрощённо говоря, предприятия важных для государства и общества отраслей должны платить налог на прибыль по меньшей ставке. Но пока неизвестно, кем и как будет определяться эта важность.
Скорость принятия реформы
Очень спорным, хоть и почти общепринятым, доводом стало утверждение о как можно более быстром внедрении реформы. Вроде бы и тянуть нельзя, но и есть нешуточная опасность выплеснуть с водой и ребёнка. В истории СССР и России уже были опыты быстрых реформ. Как правило, ни к чему хорошему они не приводили. Хорошо, если их приходилось только годами корректировать, а не отменять вовсе. Причём исполнители скороспелых реформ никакой ответственности за их последствия обычно не несут. В отличие от граждан и предприятий.