22 февраля 401 депутат Государственной думы и 157 сенаторов единогласно утвердили решение приостановить участие Российской Федерации в договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений. Для простоты этот договор чаще именуют просто СНВ-3. Между внесением президентского законопроекта в парламент и его принятием прошло лишь 16 часов – Владимир Путин объявил о намерении приостановить участие России в договоре в ходе традиционного обращения к Федеральному собранию 21 февраля. Данный шаг не подразумевает немедленного наращивания Россией ядерного потенциала или возобновления испытаний ядерного оружия. Новый закон просто закрепляет окончательную утрату доверия к некогда партнёрам по переговорному процессу.

Суть договора СНВ-3

обе палаты российского парламента одобрили закон о приостановке снв-3

Зал заседаний Государственной думы сразу после голосования за президентский законопроект

Как нетрудно понять из краткого названия, договор СНВ-3 был очередным этапом процесса ограничения гонки вооружений, начатого ещё в далёком 1972 году. Тогда СССР и США подписали соглашение об Ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). СНВ-3, подписанный президентами Медведевым и Обамой в апреле 2010 года, стал седьмым соглашением в этой серии.

В 1970-е годы соглашения ОСВ-1 и ОСВ-2 ещё можно было с некоторой натяжкой назвать взаимовыгодными хотя бы потому, что их подписание приводило к реальной разрядке напряжённости между СССР и западными странами. Но по мере ослабления Советского Союза и последовавшего распада социалистического лагеря последующие соглашения становились всё менее эффективными. Для России они и вовсе постепенно утратили актуальность – Соединённые Штаты и их сателлиты прекрасно добивались изоляции и ослабления страны без развития стратегических вооружений.

СНВ-3 в цифровом отношении выглядел паритетным – каждой стороне разрешается иметь по 700 ракет, по 1 550 боеголовок и по 800 пусковых установок. Подводный камень скрывался в инспекционной деятельности – Россия и США были обязаны обеспечить оговоренное количество инспекций на объекты, связанные с ядерным оружием. Как только США под предлогом антироссийских санкций запретили российским инспекторам въезжать на свою территорию, договор СНВ-3 утратил смысл.

«Ржавые ракеты» или символ окончания эпохи

Фельдъегеря ещё не успели доставить текст законопроекта В. В. Путина в Госдуму, как политологи и военные эксперты начали состязаться в выяснении причин приостановки участия РФ и договоре СНВ-3. Пояснений самого президента, чётко сказавшего – доверия больше нет, и допускать вражеских инспекторов на свою территорию Россия не желает, не хватило. Ещё руководство России больше не намерено закрывать глаза на ядерные арсеналы Великобритании и Франции. Заговорили об устаревших и вышедших из строя ракетах и даже о том, что количество ракет и боеголовок в составе РВСН России может не дотягивать даже до уровня, ограниченного договором.

В таких рассуждениях за кадром остаётся глубинная суть всех семи договоров между СССР / Россией и США. Эти соглашения во многом были символическими и демонстрировали какую-никакую, но добрую волю сторон. Никто никогда не мог, не может и не сможет подсчитать точное количество ракет и уж, тем более, боеголовок на бескрайних просторах России или Соединённых Штатов. Это прекрасно понимали во времена генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева и президента США Джерри Форда. Понимают это и сейчас.

Приостановка действия договора СНВ-3 сигнализирует западному миру – вы доигрались. Все договоры и соглашения между Россией, США или странами НАТО, в какой бы форме они не заключались, больше не стоят ни гроша. Касается ли риск увеличения количества носителей ядерных боеголовок, возобновления ядерных испытаний или небесного подарка мощностью 100 – 200 мегатонн, определять будут в Москве.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии