Погиб Евгений Пригожин: «повар Путина», герой или мятежник
24 августа Владимир Путин, комментируя гибель Евгения Пригожина, назвал его человеком со сложной судьбой, допускавшим ошибки, но при этом выполнявшим и собственные задачи, и задачи, которые перед ним ставило руководство страны. Руководитель крупной группы компаний «Конкорд» и частной военной компании (это не подтверждено официальными документами, официальные лица используют термин «группа») «Вагнер» погиб в результате крушения самолёта в Тверской области. На борту вместе с Пригожиным находились ещё 6 сотрудников ЧВК «Вагнер» и три члена экипажа. Гибель Пригожина взорвала российское интернет-пространство. Диапазон лиц, обвиняемых в смерти главного медийного персонажа штурма Бахмута, простирается от Владимира Путина до МИ-6 и ЦРУ.
Факты, которых мало
Вечером 23 августа самолёт «Легаси Эмбрайер 600», принадлежащий компании Пригожина, совершал перелёт из Москвы в Санкт-Петербург. Над Тверской областью самолёт начал разрушаться и через две минуты упал на землю, после чего последовало возгорание. Пригожин и один из командиров ЧВК «Вагнер» Дмитрий Уткин числились в списках пассажиров.
Катастрофу сумели снять с земли, однако кадры с камер мобильных телефонов не позволяют подтвердить ни одну из мгновенно выдвинутых Телеграм-каналами версий. Причину катастрофы воздушного судна назовёт либо Следственный комитет, либо комиссия Международного авиационного союза (МАС).
Хотя за последние годы комиссии МАС достаточно эффективно дискредитировали себя, оглашая в качестве причин авиакатастроф то мгновенные помрачения пилота, направившего самолёт в горы Альп, то несчастную любовь к неизвестной даме 47-летнего пилота, счастливо жившего с женой и двумя детьми.
Обе эти громкие катастрофы слишком уж сильно походили на неудачные попытки дистанционно перехватить управление самолётами.
Версии, которых много
«Putin’s Revenge», написали с утра пять самых тиражируемых британских газет. Американские коллеги британских журналистов не преминули выставить своих коллег идиотами. Их заголовки гласили примерно то же самое, но со ссылками на неведомых экспертов и анонимных политологов. Мы, сообщили американцы, ни сном, ни духом. В порядке ранжирования причины гибели Евгения Пригожина выглядят примерно так:
- Путин взорвал самолёт Пригожина – нужно было отомстить за июньский мятеж;
- Министр обороны Шойгу и начальник Генерального штаба Герасимов припомнили Пригожину его критику и возгласы «Дайте снарядов!»;
- российские олигархи взорвали Пригожина – он стал слишком близок к Путину.
Не хватает лишь одной версии – судьба Евгения Пригожина, при всей его медийности и внешней защищённости, решалась не в Кремле, а в Лондоне и Вашингтоне. И, к сожалению, Евгений Викторович то ли бравировал своей смелостью, то ли недооценил опасность.
Между землёй и небом война
Следственный комитет, нужно отдать ему должное, сразу вцепился в версию наземного минирования. «Легаси Эмбрайер 600» Пригожина проходил предполётное обслуживание в частном ангаре в Шереметьево. Один из сотрудников ангара, чей выход на работу 23 августа зафиксирован в журнале, в телефонном разговоре с журналистами сообщил, что он давно там не работает. Работающая там же девушка по имени Алёна по дороге в СК заявила, что при осмотре самолёта «всё было хорошо».
Вся ситуация с гибелью Пригожина, Дмитрия Уткина и остальных погибших, явственно напоминает 1930-е годы прошлого века, когда у каждой аварии были фамилия, имя и отчество. Расстреливать всех причастных, безусловно, не нужно, но виновных найти необходимо.