Российская нефть снова продаётся дороже «ценового потолка»
После небольшого отката в сентябре российская нефть снова уверенно пробила «ценовой потолок», установленный для неё санкциями «Большой семёрки», Евросоюза и Австралией. К 6 октября из-за общего подорожания нефти на мировых рынках баррель марки “Urals” на условиях поставки франко-борт стоил больше 65 долларов, тогда как потолок цены составляет 60 долларов. При этом точную цену даже дотошные западные эксперты установить не в состоянии – трейдеры её не разглашают. Вроде бы российские компании продают нефть с какой-то скидкой, но и её размер неизвестен. Баррель нефти сорта “Brent” в конце истекшей недели котировался на уровне 78 долл., за “Urals” давали 71,5 долл.
Санкции, которых боятся их инициаторы
Установленный странами «золотого миллиарда» ценовой потолок уже при его введении многие считали фикцией. В основном потому, что ровно такую же цену, как и санкции, предусматривало новое российское бюджетное правило, заработавшее в прошлом году. В отличие от прогнозных показателей бюджета, опиравшихся на более высокую цену, бюджетное правило подразумевает, что 60 долл. за баррель “Urals” являются оптимальной ценой. Всё что выше, попадает в категорию дополнительных доходов.
Горячие головы на Западе предлагали установить более низкий потолок, в 55 и даже 50 долл. Но предсказать воздействие таких низких цен на поставки нефти и нефтедобычу в частности невозможно. Ясно только, что ничего хорошего и так не пышущую здоровьем мировую экономику при таких ценах не ожидало.
Страховка и фрахт
Основными инструментами давления на Россию предполагалось сделать страховку и фрахт. В теории западные компании, контролирующие эти сегменты нефтяного рынка, не должны были страховать поставки и не предоставлять танкерные мощности для нефти, стоимость которой превышает 60 долл.
Однако российские трейдеры сумели в рекордно короткие сроки решить эти проблемы, причём такими способами, что их партнёры не подпали под действие вторичных санкций. Обнаруженный американцами «теневой» танкерный флот доставляет российскую нефть в индийские порты по неизвестным западу ценам.
Эксперты с горечью утверждают, что на объёмы поставок не повлияло даже удорожание фрахта со средних 4,8 млн. долл. до 5,5 млн. Непонятно даже, имеет ли место это удорожание в реальности. Фрахт подорожал на 15% только по словам трейдеров, которым выгодно завышать его цену – виртуальная цена самой нефти при этом оказывается ниже. Так что после кратковременного спокойствия в сентябре западные чиновники и СМИ вот-вот снова заголосят о сверхдоходах российского бюджета.