Сроки получения среднего и высшего образования могут быть сокращены
Бывший министр культуры России Владимир Мединский на встрече с участниками форума «Арктический диалог» сделал серьёзное заявление о возможности сокращения сроков обучения подрастающего поколения в школах и вузах. По мнению Мединского, сейчас работающего помощником президента РФ и председателем Российского Военно-Исторического Общества (РВИО), в современных условиях тратить 11 лет на получение среднего образования и 5 – 6 лет на учёбу в университете или институте нецелесообразно. Слишком быстро меняется окружающий мир. Для того чтобы сохранять конкурентоспособность на рынке труда в будущем, одного высшего образования может и не хватить. Раз в десять лет нужно будет переучиваться, чтобы успевать идти в ногу со временем, сказал Мединский.
Учёба – это подготовка к взрослой жизни
Определённый резон в словах Мединского, безусловно, есть. В массе населения, особенно среди людей старших возрастов, чьи, собственно, дети и внуки и получают сейчас образование, ещё работает стереотип советской эпохи. Тогда школы и вузы должны были выпускать из своих стен гармонично развитых граждан. Реализация этого требования оставляла желать лучшего, но таков был государственный заказ.
В наши дни, как говорится, уж не до жиру. Несмотря на постоянное и бесконечное усложнение школьных программ, преподаватели высшей школы жалуются на недостаточную подготовку вчерашних школьников. Точно так же жалуются на выпускников вузов их первые работодатели (это если они найдутся вообще). Мол, ничего не знают, ничего не умеют, всему приходится учить заново. Исключение составляют выпускники, которых предприятия «ведут» чуть ли не с первого курса. Но это самородки в груде золотоносного песка.
Поэтому вполне разумным выглядит предложение пожертвовать гармоничностью ради более раннего получения навыков будущей профессии. В устах Мединского это прозвучало как необходимость выбора профессии не в 19 лет, а гораздо раньше. И, соответственно, профессиональная деятельность должна начинаться не в 22 – 23 года.
Реальна ли инициатива Мединского?
Владимир Мединский заслуживает уважения хотя бы за то, что сумел развернуть тяжёлый неповоротливый корабль преподавания российской истории. В школах теперь преподают более взвешенный единый для всех школьников курс. Этот переход произошёл фактически вопреки и научно-историческому сообществу, и культурной элите общества, если брать шире.
Но перекроить всю систему образованию вряд ли по силам даже Мединскому. Если в наведении порядка в преподавании истории его поддерживала хотя бы патриотическая часть общества, то против сокращения сроков обучения выступит даже часть условных «патриотов». Заговорят о пресловутых «кухаркиных детях», вспомнят и о «воспитании потребителей», и, конечно, о низком качестве даже того образования, получение которого занимает сейчас 11 – 17 лет.
Единственный мощный аргумент, имеющийся у Мединского и его сторонников – если вообще они есть – появление на рынке труда сотен тысяч, а то и миллионов молодых людей. Это может частично снять постоянно обостряющуюся проблему мигрантов. Но тут против Мединского выступят силы, способные похоронить не только идею, но и всю репутацию Владимира Ростиславовича.