Несмотря на то, что превышение доходов бюджета над расходами, полученное в первом полугодии, позволяет компенсировать летний бюджетный дефицит, правительство России загодя ищет резервы для пополнения государственной казны. Дополнительные доходы планируется получить, усилив налоговое давление на представителей нефтегазового сектора. Впрочем, другие экспортные отрасли оставлять в покое тоже не планируют. В целом в бюджет планируется привлечь более 1,5 триллиона рублей.

Неравномерный бюджет

правительство россии рассчитывает на лучшее но готовится к худшему

Структура доходов российского бюджета

Широкой публике годовой государственный бюджет обычно представляют в цифрах расходов и доходов за целый год. Однако и поступления, и расходы государственной казны от месяца к месяцу неравномерны. Тем более, если доходы госбюджета, как в России, в значительной мере определяются сырьевым экспортом. На них обычно влияют несколько факторов: колебания биржевых цен, сезонный характер поставок и колебаний спроса, и даже сроки уплаты налогов. В 2022 году к факторам нестабильности бюджета добавилась специальная военная операция на Украине. Понятно, что сумму расходов на неё отдельно подсчитать невозможно. Известно только, что бюджетные расходы по сравнению с прошлым годом уже увеличились на 3 трлн. рублей.

Но даже и в этих условиях бюджет по состоянию на сентябрь вполне справляется. Правда, его профицит, накопленный в первые месяцы года, за лето снизился до микроскопических 137 млрд. рублей. Микроскопических в сравнении с 1,49 трлн. рублей, с которыми был сведён баланс января – мая. С такой динамикой уже в сентябре можно ожидать превышения расходов над доходами. А упомянутые выше 3 трлн. рублей дополнительных расходов это именно та сумма, на которую должны были вырасти бюджетные траты за весь 2022 год.

Серьёзной проблемой это назвать нельзя, тем более, что уже фактически на носу отопительный сезон с его ростом цен на энергоносители и, соответственно, увеличением выручки российских экспортёров. Но в российском правительстве не стали ждать милостей от мировой конъюнктуры. Механизмы, которые скомпенсируют возможный дефицит, подготовили заранее.

Газ и нефть

Как часто бывает, заплатить больше всех придётся нефтегазовому сектору. Среди мер пополнения бюджета самыми значительными выглядят следующие:

  • если цена газа превышает 300 долл. за тысячу куб. м., с превышающей суммы бюджет получит половину (сейчас ставка составляет 30%);
  • ввести налог или акциз на сжиженный природный газ (сейчас все значимые проекты в области СПГ освобождены от налогов);
  • повысить внутренние цены на газ на 8,5%, а полученную разницу изъять у добывающих компаний посредством увеличения налога на добычу.

Последний пункт выглядит самым спорным. Само по себе увеличение цен на продукт, который население с полным основанием считает государственным, симпатий не вызывает. Да и общая выгода бюджета в сумме 28 млрд. рублей в 2023 году не стоит возможного общественного раздражения.

Не обойдут вниманием и нефтяников. Правда, они пострадают вдвое меньше, чем их коллеги по скважинам и трубам – с них хотят получить порядка 440 млрд. рублей, тогда как газовый сектор раскошелится более чем на 800 млрд. рублей. В полтора раза будет повышена экспортная пошлина. В очередной раз скорректируют демпферный механизм, который теоретически должен приводить к снижению цен на бензин. Что будет с ценами на бензин, если от этой корректировки планируют получить 200 млрд. рублей, объяснять не нужно.

Общий баланс

Упомянутые меры вкупе с аналогичными проскрипциями для других экспортёров принесут в бюджет солидную сумму. Полтора триллиона дополнительных рублей, скорее всего, помогут если не свести бюджет с нулевым балансом, то радикально сократить возможный дефицит. Да и предпосылок к стабилизации цен на энергоносители нет, то есть даже сокращённые объёмы поставок принесут экспортёрам большую выручку, даже с учётом дисконтов из-за санкций.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии