Сегодня, 7 февраля, отмечается 100-летие со дня рождения Закирьяна Хановича Ханова — одного из самых известных актеров башкирского театра прошлых десятилетий, который много лет блистал на сцене, радуя зрителей своей вдохновенной игрой.

Закирьян Котлоахметханов родился 7 февраля 1920 года в деревне Лагерево Дуван-Кущинского кантона Башкирской АССР, ныне Салаватского муниципального района Республики Башкортостан. В 1935 году Закирьян Ханов поступил в Месягутовское педагогическое училище.

«Однажды к ним в деревню приехал Кигинский колхозно-совхозный театр. Выяснилось, что театру нужен актёр. Отец почитал стихи, станцевал, что умел — взяли! Ему уж тогда было под тридцать» – из воспоминаний сына Закирьяна Ханова, заслуженного артиста России, народного артиста Башкортостана, лауреата Государственной премии РФ в области литературы и искусства, обладателя Ордена Салавата Юлаева Олега Ханова.

В Кигинском колхозно-совхозном театре молодой Закирьян Ханович учился азам актерского мастерства у Б.Бикмухаметова, М.Гиззатуллина, А.Камалова, М.Исламовой и других артистов старшего поколения. Очень ответственно относился Закирьян Ханов к своим первым ролям, даже небольшим, кропотливо изучая текст, особенности пьесы, историческую эпоху персонажей. Свои первые роли он сыграл в классическом спектакле «Башмачки» Хабибуллы Ибрагимова, в ряде спектаклей татарского драматурга Тази Гиззата, успев полюбиться зрителям.

К сожалению, творческую карьеру начинающего артиста прервала война. Закирьян Ханов ушел на фронт, принимал участие в боях. За мужество и храбрость получил боевые награды.

После демобилизации в 1946 году вновь приступил к любимой работе в Кигинском театре. С 1952 по 1987 год служил в Баймакском колхозно-совхозном театре, позже – в Сибайском драматическом театре.

Из архивных материалов: «В своем творчестве Закирьян Ханов блестяще продолжил традиции башкирского национального театра, базирующегося на гармоничном сочетании русской театральной школы и башкирского фольклора, песенного творчества, обычаев. Его игра всегда отличалась яркой выразительностью, великолепно поставленной речью, высокой сценической культурой, блестящим умением донести до зрителей все особенности сценического образа. Он всегда заполнял собой сцену, умел концентрировать внимание зрителей на своей игре, легко входил с ними в духовный контакт».

Всего на сцене Закирьян Ханов сыграл более ста ролей, каждая из которых становилось событием в театральной жизни города Сибая и республики. Среди наиболее значительных работ артиста – роли Миллера («Коварство и любовь» Фридриха Шиллера), Тартюфа («Тартюф» Жан-Батиста Мольера), Сквозник-Дмухановского («Ревизор» Николая Гоголя), Сергея Тюленина («Герои» по роману Александра Фадеева «Молодая гвардия»), Юлая («Хакмар» Сагита Мифтахова), Тимербулата («Он вернулся» Ангама Атнабаева), Ризванова («Зайтунгуль» Нажипа Асанбаева), Юлая («Салават» Мустая Карима).

Театральные критики отмечали, что всех героев Ханова объединяло одно главное качество – человечность. Во всех своих работах актер пытался донести до зрителей высокие идеалы добра, справедливости и духовности. По воспоминаниям современников, в жизни Закирьян Ханов был удивительно скромным, трудолюбивым и добрым человеком. Отличался остроумием и принципиальностью.

За большие заслуги в развитии театрального искусства Закирьян Ханов был удостоен высоких званий заслуженного и народного артиста Башкирской АССР.

Скончался он 9 августа 1990 года. Похоронен в Сибае.

Фотоматериалы из архива Сибайского государственного башкирского театра драмы им.А.Мубарякова

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии