К 95 — летию со дня рождения народной артистки РСФСР и БАССР Гузель Сулеймановой
25 февраля – 95 лет со дня рождения народной артистки РСФСР и БАССР Гузель Сулеймановой.
Гузель Галеевна Сулейманова родилась в Уфе 25 февраля 1927 года в простой рабочей семье. Уже с самых ранних лет чувствовалось ее призвание к музыке и танцам, каким-то особым, серьезным отношением к искусству отличалась она от своих сверстниц. Ее отец — Шагали-агай — был родом из села Исламбахты Ермекеевского района, мать — Габида Гиляжетдиновна Кудашева — из знаменитого села Кляшево Чишминского района, откуда родом Мустай Карим и Фарида Кудашева. Комиссия из Ленинграда отобрала талантливую девочку для учебы на башкирском отделении знаменитого хореографического училища. Было ей тогда всего девять лет. Попала она в класс опытного педагога Натальи Камковой, которая разглядела в юной ученице необыкновенную одаренность, природную грацию и музыкальность, старательность и терпение.
С началом войны Гузель пришлось вернуться в Уфу и работать в балетной труппе, танцевать сольные партии в кордебалете и оперных спектаклях. В 1943 году молодая балерина уехала в Пермь, куда был эвакуирован Ленинградский театр оперы и балета и хореографическое училище. Здесь она вновь встретилась с любимым педагогом Натальей Камковой. Но уже через год Гузель вернулась в Уфу, чтобы принять участие в работе над балетом «Журавлиная песнь». Окончила училище она только в 1947 году, в ее творческом багаже уже были такие зрелые работы, как «Седьмой вальс» Шопена и «Журавлиная песнь». Вершиной тех лет стала партия Марии в «Бахчисарайском фонтане» Бориса Асафьева, с которой балерина дебютировала на уфимской сцене в 1945 году.
С 1947 года и до самых последних дней жизнь выдающейся балерины была связана с Башкирским государственным театром оперы и балета. На сцене этого театра Гузель Галеевне удалось продолжить академические традиции ленинградской балетной школы, обогатив их национальным колоритом. Именно здесь сложился блестящий творческий дуэт Гузель Сулеймановой и Фаузи Саттарова, неизменно восхищавший поклонников балета.
На сцене Башкирского театра оперы и балета она создала ряд запоминающихся сценических образов: Одетта-Одиллия в «Лебедином озере» Петра Чайковского, Зайтунгуль в балете Льва Степанова и Загира Исмагилова «Журавлиная песнь», Зарифа в «Горной были» Александра Ключарева, Тао-Хоа в «Красном маке» Рейнгольда Глиэра, Китри в «Дон-Кихоте» Людвига Минкуса, Гульназира в одноименном балете Наримана Сабитова. В каждой роли балерина находила богатые краски для отображения характеров своих героинь. Зрителей покоряли изумительная легкость движений, большая пластичность танца, отточенные жесты, выразительная мимика, поэтичность и изящество.
Одной из самых блестящих и запоминающихся работ Гузель Сулеймановой стала партия Галимы в балете «Черноликие» Халика Заимова и Александра Чугаева, где в полной мере раскрылся артистический дар балерины, создавшей яркий образ башкирской девушки.
Фрагменты из балета «Журавлиная песнь» Гузель Сулейманова и Фаузи Саттаров представляли во время гастролей в Англии, Шотландии, Франции и других странах. Зарубежные газеты публиковали восторженные отзывы о советских танцовщиках.
В 1952 году Гузель Сулеймановой было присвоено высокое звание «Народный артист БАССР». После успешных выступлений в спектаклях «Журавлиная песнь» и «Лауренсия» во время декады башкирского искусства в Москве в 1955 году она была удостоена звания народной артистки РСФСР.
Гузель Галеевне была дарована очень короткая жизнь. Умерла она 14 апреля 1969 года на 43-м году жизни и похоронена в Уфе. Говорят, что она выступала на сцене даже тогда, когда была тяжело больной и знала о неумолимом приговоре врачей. Но она не могла представить свою жизнь без театра – самого дорогого, что у нее было.
На доме № 9 по улице Октябрьской Революции в Уфе, где она прожила многие годы, в память о выдающейся балерине установлена мемориальная доска.