Российский дизель вытеснил американский с бразильского рынка
После подведения экономических итогов 2023 года в Бразилии оказалось, что впервые в истории этой латиноамериканской страны она ввезла из России больше дизельного топлива, чем из Соединённых Штатов. За год импорт дизтоплива из далёкой России вырос в 6 раз. Импорт мазута в том же направлении увеличился в 4,6 раза. Суммарно поставки дизтоплива и мазута в Бразилии принесли России более 13 млрд. долларов.
Рыночная экономика не для всех
Разумеется, рост такого размера не мог произойти одномоментно. Уже летом 2023 года западные страны начали обвинять Бразилию в том, что она симпатизирует России в её войне с Украиной. В правительстве Бразилии вопрос о симпатиях прокомментировали с немалой долей сарказма. Цена дизтоплива и объёмы его закупок являются итогом решений, принимаемых участниками сделок и балансом спроса и предложения. Всё полностью соответствует западной демагогии о свободном рынке, конкуренции и прочих понятиях из учебника «Экономикс».
Характерно, что после довольно жёсткой отповеди критики сразу поднялись на уровень выше и начали шельмовать президента Лулу да Силву. Однако внутри страны в недавно избранного президента есть весомый козырь – именно поставки из России позволили стабилизировать цены на дизтопливо и мазут.
Дизельное топливо для Бразилии – товар стратегического экспорта. Вопреки расхожему мнению, страной дальнобойщиков является вовсе не США, а Бразилия. Удельный объём грузов, перевозимых автотранспортом, в южноамериканской стране составляет 60%, тогда как в Соединённых Штатах соответствующий показатель равняется лишь 32%. Поэтому повышение цены на дизтопливо или перебои с его поставками могут нанести бразильской экономике катастрофический ущерб.
Россия ломает постколониальную модель
«Российский прорыв» это не только вытеснение США с бразильского рынка. Это ещё один шаг к слому постколониальной системы. Всучив бывшим колониям формальную независимость, западные страны опутали их соглашениями, по которым либо они сами добывают сырье по соглашениям о разделе продукции, либо заставляют местных производителей продавать сырьё только им.
Взамен формально независимые страны, как говорили раньше, третьего мира, получают продукцию высоких переделов. Бразилия входит в десятку стран с наивысшей добычей сырой нефти, однако нефтепереработки в стране практически нет. То есть стране приходится покупать продукты нефтепереработки собственной нефти.
Президент да Силва это прекрасно осознаёт и нефтеперерабатывающие заводы в Бразилии строятся. Но это дело не одного и не двух лет. Перекрой США дизельный кран, и экономика потерпит крах, и да Силва снова отправится за решётку (он уже отсидел полтора года по обвинении в коррупции).
И тут взаимовыгодное плечо подставляет России. Москва обходит санкции, Бразилиа получает дизтопливо и время для налаживания собственной нефтепереработки. Может быть, именно так должны выглядеть нормальные международные отношения?