Суэцкий канал частично освобождён
Рано утром в понедельник 29 марта сайты информагентств облетела радостная весть: контейнеровоз Ever Given¸ перекрывавший Суэцкий канал, сняли с мели. На фоне этой новости даже нефть успела подешеветь на 2%. Однако позже оказалось, что под «сняли с мели» подразумевается частичное возвращение судну плавучести и поворот на несколько градусов к северу. О возобновлении судоходства речь пока не идёт. Возглавляющий администрацию канала Усама Рабиа сообщил журналистам, что судно сдвинулось с места, но они (спасатели) ещё не закончили. Шоу стоимостью миллиарды долларов в день продолжается.
Мы тащили Ever Given …
Контейнеровоз, по официальной версии, сдуло с фарватера Суэцкого канала и развернуло поперёк русла 23 марта. Причины этого ЧП, хоть естественные, хоть конспирологические, уже не важны. Почти сразу же (в канале находилось менее 100 судов) начатая спасательная операция походила на тушение пожара бензином. К Ever Given пригнали все имевшиеся под рукой буксиры, и начали тянуть носовую часть вперёд на фарватер, а кормовую – назад.
Моряки должны выразить огромную благодарность администрации Суэцкого канала, которая из экономии содержит слишком мало буксиров. При достаточном количестве таких судов Ever Given, плотно завязший в илистом песке, уже давно разломили бы напополам, соорудив поперёк канала баррикаду из 18 000 контейнеров и корпуса самого судна. К счастью, буксиров не хватило. Число застрявших в канале судов приближалось к двумстам.
«Расскажу я вам, ребята, что такое экскаватор…»
Второй акт комедии начался 26 марта, когда под носом Ever Given решили подкопать песок. Администрация Суэцкого канала бодро отрапортовала: выроем тысяч 20 тонн песка, дождёмся прилива, и всё будет хорошо. Как не сложно догадаться, хорошо не стало. Натурный эксперимент показал: если из-под тела убрать опору, оно опустится ровно на высоту убранной опоры. Результатом эксперимента также стало увеличение листа ожидания на 100 позиций.
Вдумчивый читатель догадается, что третьим актом спасения канала была комбинация «буксировка + копание». Сначала буксиры тянули, потом экскаватор копал, и 27 марта спасателям якобы удалось подвинуть нос на несколько метров. Правда, извлечь Ever Given из песка так и не удалось. Зато удалось увеличить количество загнанных в капкан судов до 370. Появились и первые ренегаты: два судна ушли из Красного моря, чтобы достичь Европы через мыс Доброй Надежды.
Частичный успех
28 марта президент Египта Ас-Сиси приказал начать думать о разгрузке контейнеровоза, а спасательной операции добавили интенсивности: к экскаваторам добавили два земснаряда, а группировку буксиров усилили мощные суда из Италии и Нидерландов. Результатом совместных усилий и стало уже упомянутое частичное возвращение плавучести и поворот судна к северу. Правда, успех, с которого началась вторая неделя спасательной операции, подпортило сообщение о том, что дальнейшему развороту судна может помешать подводный скальный выступ.
Менеджмент и математика
Люди, умеющие складывать цифры, забили тревогу уже на вторые сутки: Ever Given генерировал более 9 млрд. долл. убытков в день. Эта сумма несопоставима ни со стоимостью судна, ни со стоимостью погруженного на него товара. Однако и привыкшим только считать прибыли сотрудникам администрации Суэцкого канала, и «белым воротничкам» в офисе владеющей контейнеровозом компании Ever Green, видимо, незнакомо слово «убытки». Специфика компаний такова, что их сотрудникам нужно только считать прибыль – и у канала, и у владельцев контейнеровозов клиенты стоят в очередь. Повредить судно или груз можно, но только в пределах страховки. Поэтому радикальные меры решения проблемы с Ever Given исключались по умолчанию.
В итоге оказалось, что всем проще играться с буксирами и экскаваторами, чем думать об освобождении канала. Очевидная мысль о разгрузке судна посетила администрацию канала только вечером 26 марта, но была отвергнута – нужны тяжёлые вертолёты, а это дорого. Простой судов в окрестностях канала обошёлся на тот момент уже минимум в 50 млрд. долл. и в мире заговорили о последствиях Суэцкого паралича для глобальной экономики. Но администрации канала, видимо, не до глобальной экономики – там, наверное, заняты поиском буксиров и земснарядов.