В Антарктиде обнаружено легендарное судно Эрнеста Шеклтона
После нескольких лет титанических усилий международной экспедицией обнаружена баркентина «Endurance», в начале ХХ века ставшая одним из символов успешного сопротивления человека природе. На этом судне известный полярный исследователь Эрнест Шеклтон планировал достичь континентальной Антарктиды с тем, чтобы впоследствии пересечь самый южный континент. Плавание сложилось неудачно, «Endurance» затёрло паковыми льдами, но Шеклтону удалось во второй раз спасти жизни почти всех участников экспедиции. Именно после этого подвига ещё один полярник написал: «Если я окажусь в пасти у дьявола, я буду молить о помощи Шеклтона». В национальном опросе о 100 величайших соотечественниках жители Великобритании поставили Шеклтона на 11-е место.
«Корпус и такелаж прекрасно сохранились»
Менсон Баунд, один из самых известных в мире морских археологов, рассказывая об обнаружении «Endurance», не мог сдержать эмоций. Тяжелейшая экспедиция под названием «Endurance 22» обследовала дно Моря Уэдделла на площади почти в 400 кв. км. В Антарктиде заканчивается лето, но в тамошних условиях это означает, что воздух может «прогреться» до +5 — 8°С, а вода даже до +2°. Бесконечное пребывание на исследовательских судах сопровождается бодрящими ветрами, направление которых меняется дважды в сутки.
Экспедиция, профинансированная Фондом наследия Фолклендских островов, использовала несколько самых современных подводных дронов, но структура дна и бесконечный дрейф паковых льдов делали её успех весьма сомнительным. И всё же компания, состоящая из археологов, техников и инженеров, обнаружила «Endurance» на глубине чуть более 3 000 метров.
Благодаря низкой температуре, отсутствию течения и минимальной населённости живыми организмами судно прекрасно сохранилось. Баунд даже пошутил, что вряд ли оно выглядело лучше во время затопления, когда его трепали ветры и морозы. Вдвойне приятно, подчеркнул археолог, что судно Шеклтона затонуло пустым, не унеся на дно человеческих душ.
Шеклтон и «Endurance»
Найденная 9 марта баркентина при постройке именовалась «Polaris» и была построена для туристических поездок из Норвегии на острова Шпицберген. Шеклтон, готовясь к своей второй экспедиции в Антарктиду, переименовал её в «Выносливость», но как раз выносливость судну, построенному для быстрой перевозки туристов, и не хватило. Шеклтону и его команде не удалось добраться до нужной точки берега Антарктиды. Помешали льды, неумолимо понёсшие «Endurance» на север.
Дрейф продолжался с 21 февраля по 27 октября 1915 года. Если бы судно имело более округлые контуры, экспедиция могла бы спокойно перезимовать во льдах, еды и топлива расчётливый Шеклтон запас вдоволь. Но в конце октября «Endurance» просто раздавило льдами. Попытки откачать воду и подвести пластырь при температуре -27°С закончились провалом. Люди высадились на лёд, а «Endurance» затонул 27 ноября 2015 года.
О приключениях экспедиции Шеклтона и самого Эрнеста не написаны романы и не сняты фильмы. Причина проста – шла Первая мировая война. Путешествие на шлюпке на расстояние 1 000 км по бушующему морю или ампутация обмороженных пальцев в сооружении из двух накрытых парусиной шлюпок не шли ни в какое сравнение с десятками тысяч ежедневно погибавших солдат. Дневниковая запись механика Джеффри Орд-Лиса о том, что из-за образования льда на острове, где зимовала экспедиция, закончились пингвины и тюлени, и следующая пища будет человечиной, не выглядела преувеличением.
Подвигу Шеклтона и его людей отдали должное позже, когда чуть затянулись раны Великой войны. В сознании британцев произошла переоценка – добившийся успеха в покорении полюса Роберт Скотт, погибший вместе с товарищами на обратном пути, внезапно уступил место триумфатора Эрнесту Шеклтону. Экспедиции не отделявшего себя от Великобритании ирландца не добились заявленных целей. Но Шеклтон бился за своих людей до конца, преодолевая противодействие природы и бюрократии. Возможно, прекрасно сохранившийся «Endurance» станет лучшим памятником этому выдающемуся человеку.