Ураганное распространение безналичных платежей повлекло за собой распространяющийся с такой же, если не с большей скоростью вал мошеннических действий. Только в июле – сентябре 2021 года мошенники заполучили от доверчивых или обманутых россиян 3,2 млрд. рублей. Вернуть удалось менее 250 млн. руб. В Центробанке решили противодействовать мошенникам и придумали ряд мер по увеличению доли возвращённых средств и предотвращению хищениям денег у клиентов банков. Меры достаточно спорные, и банкам, и клиентам они вряд ли понравятся. При этом регулятор не планирует взаимодействия с правоохранительными органами.

Безусловное возмещение и торможение платежей

центробанк намерен противодействовать мошенникам

В очередном разоблачённом колл-центре. Липецк

Все меры, предлагаемые Центробанком, фактически являются шагами назад в развитии системы безналичных платежей. Плюс банкиры, кажется, несколько ошеломлены успехами социальной инженерии. Ведь с помощью украденных персональных данных была похищена всего треть денег, остальные граждане передали мошенникам добровольно.

Сутки на уведомление

Центробанк планирует обязать банки в обязательном порядке возвращать суммы, не превышающие установленный порог. Единственное условие – в течение суток сообщить в банк о состоявшемся мошенничестве. По оценкам банков, в прошлом году ущерб от разового мошенничества в свыше 80% случаев составил до 14 000 рублей. Пожалуй, эта мера выглядит самой здравой. Есть и предложение о плавающей величине суммы, подлежащей безусловному возврату. Её размер будет зависеть от того, насколько серьёзно в банке подходят к защите от мошеннических действий.

Двусторонняя проверка

Центробанк планирует обязать проверять сделки на предмет возможного мошенничества не только банком, из которого переводят деньги. Второй банк, участвующий в транзакции, также должен проверять счета своих клиентов. Мера также вполне резонная и непонятно, почему её не ввели до сих пор.

Пару дней на размышления

Банки должны получить право блокировать денежные переводы на один или два дня для того, чтобы дать клиенту время прийти в себя и отказаться от сделки. При этом банк не будет обязан уведомлять клиента о такой блокировке. Мера в целом здравая, но вряд ли получит положительную оценку от граждан, уже привыкших к мгновенным платежам.

Пять дней блокировки

Банки могут получить право пятидневной блокировки счетов, на которые перечислены деньги от предполагаемых мошеннических сделок. Это единственный пункт, в котором предполагается хотя бы косвенное взаимодействие с правоохранителями – для такой блокировки понадобится сообщение о возбуждении уголовного дела.

Оценки банкиров

В Центробанке утверждают, что предложения о противодействии мошенничеству разработаны после первого раунда переговоров с банкирами, то есть рубить с плеча регулятор не собирается. Но претензии имеются и к вышеперечисленным мерам. Например, сумма безусловного возврата станет притягательной для людей, которые будут имитировать мошеннические действия. Они будут требовать вернуть деньги, которые никто не похищал. Не радует банки и обязанность тормозить платежи – конкуренция на рынке в этой сфере высока, и массовые задержки могут лишить банки клиентов.

В любом случае изменениями в правилах перевода денег остановить эпидемию мошенничеств не удастся. Огромная их часть осуществляется из-за рубежа, в основном, с Украины. Сотрудничество с сопредельным государством в сфере противодействия преступности фактически отсутствует и вряд ли  появится в обозримом будущем. Необходимы усиление работы в плане кибербезопасности, а также координация действий банкиров и силовых ведомств. Пока же речь может идти только о процентном сокращении числе мошеннических действий и сумм, похищенных в результате их реализации.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии