Когда и война не нужна: в Керченском проливе затонули танкеры
Несильный даже по морским, не говоря уже об океанах, меркам шторм стал причиной крушения сразу двух танкеров в Чёрном море недалеко от керченского пролива. Танкеры серии «Волгонефть» с порядковыми номерами 212 и 239 затонули (второй по состоянию на 0:00 16 декабря ещё не полностью) примерно по одинаковой схеме. Их развернуло боком к волнам, те пробили дыру в бортах, после чего суда переломились и начали тонуть. Стандартный экипаж судов проекта «Волгонефть» — 14 человек. Из экипажа полностью затонувшей «Волгонефти-212» один человек погиб, двое находятся в реанимации, ещё девять человек госпитализированы. Экипаж «Волгонефти-239» полностью находится на не затонувшей половине судна. Спасательные работы крайне затруднены из-за отвратительной погоды. Сообщают, что у находящихся на «Волгонефти-239» моряков есть всё необходимое, но понятие «всё необходимое» в таких условиях понятие очень растяжимое.
Море – не река
Класс судов класса «Волгонефть» называется «река – море». Это название вовсе не означает, что таким танкерам всё равно, где плавать (или ходить). В основном их стихия – реки, а по морю они передвигаются в тепличных условиях, при небольшой волне.
Но даже и это касается судов, находящихся в нормальном состоянии. Оба затонувших танкера были старенькими и эксплуатировались более полувека. «Волгонефть-212» была переоборудована из более длинного судна. Из неё просто вырезали середину, после чего остался шов, проходящий поперёк всего судна. Понятно, что насколько мощных ударов волн в это слабое место стали для судна роковым. Так что у моряков из необходимого отсутствовало самое главное – прочные безопасные суда.
Снова о халатности
После спасения моряков выяснилось также, что у них не было гидрокостюмов, только спасательные жилеты. В такую погоду спасти они могут только замёрзшие тела. Чёрное море не Северный ледовитый океан, но и в его водах в середине декабря выжить в течение сколь-нибудь длительного времени невозможно. По сути, при попадании в воду моряки были бы обречены. Копеечная, по сравнению со стоимостью судов или перевозимого груза (4 500 тонн мазута), экономия чуть не превратилась в убийственную.
В море неминуемо попадут несколько тысяч тонн нефтепродуктов. Вне зависимости от того, пойдут они на дно, или останутся на поверхности (это зависит от плотности нефтепродуктов и температуры воды), экологический ущерб будет серьёзным.
Но ущерб моральный, если в этом случае уместно такое выражение, ещё серьёзнее. Без всякого участия диверсантов или обстрела в стратегически важной акватории гибнут сразу два однотипных судна, гружёных стратегическим топливом. Следственный комитет возбудил уголовные дела по двум статьям, но обе касаются ненадлежащих транспортных услуг. Хотя в иные времена такие небоевые потери расценили бы в лучшем случае как саботаж.