Когда птицы убивают: авиакатастрофа в Татарстане
Иные катастрофы потрясают стечением самых разных обстоятельств, приводящих к трагедии. Именно такая катастрофа произошла утром 10 октября в городе Мензелинске, что в Татарии. Самолёт L-410 рухнул на землю, по всей видимости, от того, что в один из двигателей попала птица. Падение началось на высоте 70 метров. В результате удара о землю погибли оба пилота и 14 из 20 пассажиров. В небо они поднимались, чтобы совершить прыжок с парашютом.
Мензелинский аэроклуб
Мензелинск расположен на автодороге «Волга» почти в 300 км от Казани. Городок с населением в 16 тыс. человек известен, прежде всего, своим аэроклубом. Возник он на базе эвакуированного в военные годы Московского военно-инженерного училища. Курсанты построили аэродром и вернулись в Москву, а лётное поле передали ДОСААФ, и на его базе основали аэроклуб.
Аэроклуб хорошо оборудован и соответствует всем стандартам. В 2010 году на нём проходил чемпионат мира, а проведённые соревнования рангом ниже можно считать на десятки. В Мензелинске проходят подготовку даже космонавты. В клубе работают опытные пилоты, техники и инструкторы. Прыжки совершаются с трёх типов самолётов. Формально техника принадлежит Министерству обороны, но работает и обслуживается в Мензелинске.
Взлёт и падение
Субботним утром на борт самолёта L-410, который готовились пилотировать Михаил Беляев (60 лет) и Александр Зыков (61), поднялись 6 инструкторов Мензелинского аэроклуба и 14 парашютистов-любителей. По техническим характеристикам самолёт может перевозить до 19 пассажиров, однако вряд ли «лишний» парашютист стал причиной трагедии.
В 09:05 местного времени самолёт пошёл на взлёт. Сразу после отрыва от полосы пилот доложил об отказе двигателя. Пилоты начали левый разворот – аэродром расположен в населённом районе – однако им не хватило скорости и высоты. Самолёт зацепил крылом микроавтобус и рухнул на землю.
Начавшееся возгорание быстро потушили. Судя по состоянию самолёта, можно было надеяться на спасение большей части пассажиров. Однако подвела специфика полёта – парашютисты сидели на обычных лавках, не пристегнувшись, как обычные пассажиры, к креслам.
Жертвы и пострадавшие
Выжили всего 6 человек. Они доставлены в больницы, состояние всех тяжёлое – множественные переломы и пневмотораксы – но стабильное. Ни у кого нет повреждений головы — все были в шлемах, здесь специфика сработала за людей. Из Москвы уже прибыл специальный самолёт МЧС с исполняющим обязанности министра Александром Чуприяном.
Пилоты и 14 парашютистов погибли. Одному из них парашютный прыжок подарили на 18-летие. А известный питерский бизнесмен проводил отпуск в Башкирии и в сообщениях друзьям жаловался, что для прыжков нужно ездить в Татарстан. Каковы бы ни были мотивы людей, собиравшихся совершить прыжок, их гибель – трагедия.
Возможные причины катастрофы
Ключевым фактором катастрофы стал, видимо, отказ двигателя из-за попадания птицы в процессе взлёта. Теоретически все самолёты гражданской авиации, начиная ещё с Ил-12, умеют взлетать и на одном двигателе. Однако многое зависит от дополнительных условий, в том числе от взлётного веса и центровки самолёта. Небольшой перегруз, вполне допустимый в нормальных условиях, или резкое перемещение пассажиров на один борт в момент разворота вполне могли стать триггерами катастрофы.
L-410
В 2021 году в России эксплуатировались 33 самолёта L-410. Выпущены они были в Чехословакии. Несколько новых машин в год собирают в Ульяновске. Самолёт, разбившийся 10 октября, был выпущен в 1987 году. Для современной российской малой авиации он считается не старым и вполне пригодным к эксплуатации.
В этом году катастрофа в Мензелинске стала третьей катастрофой L-410 в России. Ранее разбились самолёт с парашютистами под Кемерово (5 погибших) и рейсовый самолёт в Иркутской области (погибли 4 человека).