Россия продлила запрет на экспорт бензина: причины и последствия
Российское правительство вновь продлило эмбарго на экспорт бензина до конца года. . Одновременно были продлены ограничения на зарубежные поставки дизельного топлива и других нефтепродуктов, однако они касаются не всех – производители могут выполнять прямые контракты. Цель запретов ясна: стабилизация внутреннего топливного рынка и сдерживание роста цен. Однако эффективность этих рестрикций вызывает вопросы, ведь проблема дефицита топлива и роста цен в стране вызвана рядом объективных и не очень факторов, которые правительство пока не может полностью контролировать.
Причины кризиса
Сезонный рост спроса
Сентябрь традиционно считается пиковым месяцем потребления топлива в России. В это время завершается дачный сезон, увеличивается потребность в топливе для подготовки к зиме, отопления и сельскохозяйственных работ. Спрос в этот период растёт с неминуемостью пожелтения листьев, и с той же неизбежностью повышаются цены. Задирают их вверх и плановые остановки НПЗ. Плюс в нынешнем году ситуация усугубляется серьёзным дополнительным фактором.
Атаки украинских БПЛА на НПЗ
С начала года украинские БПЛА неоднократно наносили удары по ключевым нефтеперерабатывающим предприятиям России. Среди пострадавших объектов — заводы в Поволжье, в том числе один из крупнейших комплексов страны. В результате повреждения технологических линий потеряны 15–17% перерабатывающих мощностей. Топлива стало меньше, риски увеличились, цены выросли. И задачи эффективной защиты НПЗ от атак с воздуха остаются нерешёнными, что не делает печальными (для потребителей) перспективы цен на бензин. Вот и приходится ограничивать экспорт, что при нынешнем состоянии бюджета явно нецелесообразно.
Цены на бензин продолжают расти
Если обобщать, то с начала года стоимость бензина в России выросла примерно на 8–9%, обогнав инфляцию почти вдвое. Тонна бензина марки АИ-92 в конце сентября на бирже стоила 73–74 тыс. руб., АИ-95 – порядка 79–80 тыс. руб. В рознице цены к началу октября составляли 60–61 руб. и 64–65 руб. за литр соответственно.
В некоторых регионах, особенно на Дальнем Востоке и «на северах», цены выше. На многострадальной Камчатке АИ-92 (если он есть) продаётся более чем по 75 рублей за литр. Такая ситуация очевидно неприемлема, так как создаёт значительное территориальное расслоение и усиливает экономическое давление на население и бизнес.
Растут цены не только на бензин, но и на дизтопливо. Это отражается на стоимости грузоперевозок, сельскохозяйственных работ и отопления. Все это в совокупности серьёзно шатает экономику, потребительский рынок и психику населения. Нужно что-то предпринимать, причём предпринимать быстро и решительно.
Возможно ли преодолеть кризис?
Эксперты считают, что топливный кризис постепенно разрешится в течение ближайших двух месяцев. Сезонный спрос снизится (аграрии распашут и посеют всё запланированное), НПЗ восстановят, и ситуация нормализуется.
Тем не менее, очевидно, что для недопущения подобных ситуаций в будущем необходимо принять ряд мер:
- Усилить защиту ключевых объектов нефтепереработки от атак беспилотников и других угроз.
- Диверсифицировать маршруты поставок топлива, чтобы снизить зависимость от отдельных уязвимых объектов.
- Создать стратегические запасы топлива для обеспечения бесперебойных поставок в периоды повышенного спроса. Уж если в 1942 году перед Сталинградской битвой смогли создать резервы нефти, то сейчас сам Бог велел.
Но необходимо решать проблему в комплексе, чтобы не создать вместо стратегических запасов новые цели для украинских БПЛА. Если снова вспомнить Сталинград, то нужно припоминать и слова о том, что лучшее ПВО – бронетехника на аэродромах противника, то есть средствами ПВО вопрос этот не закрыть. Комплексный подход позволит снизить риски перебоев, обеспечить энергетическую безопасность страны и стабилизировать цены на топливо для населения и бизнеса.
В целом текущий кризис — сочетание ежегодных сезонных факторов и внеплановых ударов по инфраструктуре. Если производственные мощности удастся восстановить, а спрос после осени снизится, рынок постепенно вернётся к нормальному состоянию, однако пока цены продолжают оставаться высоким стрессовым фактором для экономики и потребителей.