Скончался Александр Градский
28 ноября около 2:00 завершил свой земной путь певец и композитор Александр Градский. Один из ярчайших представителей музыкального мира позднего СССР не потерялся и в новой России, а в XXI веке Градский стал одним из главных профессиональных авторитетов. При этом Александр Борисович никогда не выпячивал ни свой талант, ни свою роль в продвижении других музыкантов. А счёт тем, кому он помог на заре карьеры, идёт на десятки. Иные успевали вспыхнуть на музыкальном небосклоне и пропасть с него, а Градский оставался незыблемой скалой, на которую не влияли ни звёзды, ни бури музыкального мира.
Вместе с тем Александр Градский был обычным человеком, ходившим по земле, стремившимся не только к самореализации, но и к материальному достатку и бытовому комфорту. При этом он никогда не шёл по головам и не ставил материальную сторону жизни выше творческой.
«Урыть «Битлз!»
Александр Градский, как и многие талантливые люди, был невероятно противоречив. Он был достаточно скромен в быту. Москвичи из музыкальной тусовки конца 1960-х подшучивали: «Сашка может на 30 копеек в день прожить!» Рекорд был установлен в Белоруссии, в городе Жлобин, где Градский, выступавший тогда в аккомпанирующем Татьяне Окуневской ансамбле, год жил на 23 копейки в день – копил «на аппарат».
При этом «аппарат» (собирательное название инструментов и концертной аппаратуры) Александру был нужен для конкретной цели – обойти «Битлз». Намазывая томатную пасту на кусок чёрного хлеба, он так и говорил: «Купим колонки Vox AS-100, и сразу «Битлз» уроем!» Целеустремлённость и перфекционизм Градский пронёс через всю жизнь.
«Он сумасшедший, но он мне нужен!»
Первым серьёзным профессиональным успехом Градского стало написание музыки к фильму «Романс о влюблённых». Во-первых, написанные им песни идеально вписались в фильм молодого Андрона Кончаловского. Во-вторых, 24-летний Градский получил совершенно сумасшедший гонорар – 8 000 рублей. Играя в популярных (по тогдашним меркам) группах, он зарабатывал около 100 рублей в месяц, а тут сразу такие деньги! Правда, вырывать их пришлось зубами – хитрый Кончаловский заказал Градскому просто песни по 100 рублей за штуку, и только после серьёзного скандала оформил композитора как автора музыки к фильму. Сам Градский признавался, что это был ценнейший опыт – надо знать себе цену. А Кончаловский, пробивая включение композитора в творческую группу, кричал: «Да, Градский сумасшедший, но он мне нужен!»
«Отец русского рока»
От этого звания Градский всячески открещивался, но роль его в становлении того, что называется «русским роком», очень велика. Группы, в которых играл Градский, одними из первых начали исполнять собственные композиции на русском языке – до них копировали зарубежную музыку. Позже, когда, по меткому выражению Константина Кинчева, «рок граничил с тюрьмой», Градский временами оставался единственным мостиком между официальными властями и рок-музыкантами.
И для тех, и для других Градский не был полностью своим. Но его фигура была приемлемой: солидный композитор, выпускник Гнесинки и консерватории, автор музыки к фильмам входил в кабинеты чиновников, а знающий толк в роке длинноволосый мужик находил общий язык с разрозненной ватагой тех, кто в конце 1980-х будет собирать стадионы.
Сказать, что без Градского русского рока не было бы, нельзя. Но, скорее всего, он был бы беднее и не испытал бы взрыва популярности, сравнимого с битломанией. А подготовил этот взрыв в суровую пору конца 1970 – начала 1980-х именно Александр Градский.