Музей архитектуры им. А. В. Щусева открывает постоянную экспозицию «Калязин. Фрески затопленного монастыря»
Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева открывает новую постоянную экспозицию «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвящённую результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троицкого Макарьева монастыря, затопленного при создании Угличского водохранилища.
Троицкий Макарьев монастырь был основан преподобным Макарием Калязинским в 1434 году и считался одним из самых богатых и почитаемых в России. В монастыре бывали Иван Грозный, Борис Годунов, Алексей Михайлович.
Фрески Троицкого собора, представленные на выставке, созданы царскими иконописцами, известными по лучшим живописным циклам первой половины XVII века в Московском кремле и Звенигороде.
Монастырский ансамбль был уничтожен и затоплен в 1940 году при создании Угличского водохранилища, однако фрагменты настенной живописи спасли в ходе экспедиции Академии архитектуры СССР. Под руководством художника-реставратора П. И. Юкина в январе-феврале 1940 года при температуре, достигавшей — 32 ℃, со стен Троицкого собора были сняты 126 фрагментов стенописи общей площадью 185 кв. м: 117 из них были переданы в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры, около 30 – направлены в другие музейные собрания, в том числе в коллекцию бывшего Строгановского училища.
Новая экспозиция в Музее архитектуры посвящена как истории разрушенного Троицкого Макарьевого монастыря, так и этапам спасения, реставрации уникальных росписей. Среди фресок, отобранных для выставки, – ветхозаветные сюжеты, апокрифический цикл о рождении Богородицы, сцены из христологического цикла и Апокалипсиса, а также изображения святых князей.
В частности, выставлены ктиторские прижизненные портреты Алексея Михайловича и Марии Ильиничны, фрагменты летописей, орнаменты, фрески «Изгнание из Рая», «Строительство Вавилонской башни», «Новый Иерусалим», «Омовение ног», «Конь бледный и вороной», «Спас на престоле» и другие.
Экспозиция также включает макеты Троицкого собора и монастырской трапезной (автор макетов – архитектор Иван Леонидов), чертежи, фиксирующие постройки монастыря на момент 1939 года, и документальные свидетельства деятельности экспедиции Академии архитектуры, среди которых дневник наблюдений, фотографии.
Отдельный раздел выставки расскажет о научной реставрации фресок, основанной на авторской методике В. П. Бурого и проводившейся в разные годы реставраторами Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова.