В Уфе выступил мультиинструменталист Аркадий Шилклопер
В Большом зале Башкирской филармонии выступил мультиинструменталист, композитор, аранжировщик, импровизатор, единственный российский валторнист, играющий джаз, Аркадий Шилклопер.
Музыкант родился в Москве, получил музыкальное образование в России, проживает в Германии, а выступает по всему миру с известными коллективами и джазменами.
В Уфе инструменталист выступил с хозяевами сцены – биг-бэндом Башкирской филармонии под управлением народного артиста Башкортостана Олега Касимова. Музыкантов связывают длительные творческие отношения: Аркадий Шилклопер с уфимским оркестром выступал как в рамках Международного джазового фестиваля «Розовая пантера», так и с отдельными программами.
Прозвучали авторские сочинения двух маэстро – Шилклопера и Касимова, а также классика в джазе в обработке башкирского бэнд-лидера и современные композиции российских и зарубежные авторов.
«Сверкая доспехами», биг-бэнд БГФ задал настроение концерту. Именно так называется оригинальная композиция Олега Касимова, в которой отчетливо слышался хриплый рёв средневековых труб и отголоски рыцарского турнира.
И, в подтверждении боевого настроя, на сцену вынесли альпенгорн (альпгорн), он же – альпийский рог, как потом мы выяснили у музыканта – длиной в три метра шестьдесят сантиметров. Несмотря на немного грозный вид, звук его был вполне приветливым. Аркадий Шилклопер, представивший весь звуковой ряд рога, даже немного пританцовывал при звукоизвлечении, что придало происходящему ещё больше позитива.
Поприветствовав уфимскую публику, «человек и музыкант с большим сердцем, которого всегда ждут во всех уголках земли», как представил полимузыканта Олег Касимов, немного рассказал о музыкальных инструментах, которые имеются в его арсенале. Это корно пастуриччио, на котором маэстро пообещал сыграть в ближайшее время в совместном концерте с Камерным оркестром филармонии, диджериду – инструмент австралийских аборигенов, самый первый духовой инструмент на Земле. На концерте был продемонстрирован кулахорн немецкого мастера Фрица Лютке. Вообще, как оказалось, Шилклопер является музыкантом-испытателем (так называемый индорс), который тестирует созданные инструменты для дальнейшего их функционирования.
Побывав вместе с Аркадием сначала на альпийских лугах, потом почувствовав на себе эстетику Америки 30-х годов, зритель окунулся в балканские напевы – авторское сочинение Шилклопера, именуемое «Фигга»: как признался музыкант, это что-то среднее между фугой и жигой.
Аркадий много шутил, развлекая публику реальными историями. Одна из них гласит, что некий иностранный господин долго разглядывал «татуировку» на алпенгорне в виде двух букв AS (мастер решил сделать подарок Шилклоперу, выгравировав на инструменте его инициалы и тем самым поставив метку). Подумав немного, господин воскликнул: «Антонио Страдивари?». «Да, — ответил Аркадий иностранному товарищу, – для настоящих музыкантов Страдивари изготавливал альпийский рог, а для рядовых исполнителей – скрипку!».
Вспомнив старинного мастера, оба маэстро погрузили публику в классику с джазовым акцентом. Совершенно по-новому прозвучала «Маленькая ночная серенада» Моцарта в исполнении джаз-оркестра. Продолжая путешествовать по Австрии вместе с венским классиком, Аркадий с биг-бэндом исполнил версию для джаз-оркестра из «Свадьбы Фигаро».
Одна из композиций музыканта-мультиинструменталиста была посвящена любимому актеру Робину Уильямсу с одноименным названием, тем самым, слушатель очутился в Америке и немного поностальгировал по замечательному лицедею.
Далее все присутствующие отправились в родную нынче страну музыканта – Германию. Прозвучало несколько композиций, одна из которых посвящена реке Вупель, рядом с которой проживает Аркадий.
В финале программы музыкант рассказал о терапевтическом эффекте духовых инструментов (сила духа) и вообще музыки. Музыка – это вибрация, которая имеет врачебное воздействие на человека. «Мы, музыканты, в настоящее время – целители! Давайте вакцинироваться музыкой! Музыка – это вечно!». Это утверждение стало «восклицательным знаком» всему происходящему на сцене.