Катастрофа самолёта «Азербайджанских авиалиний» унесла 38 жизней
36 пассажиров и 2 члена экипажа погибли в авиакатастрофе, случившейся в Казахстане около 9:30 утра по московскому времени 25 декабря. Неподалёку от казахстанского города Актау (до 1991 г. город на побережье Каспийского моря назывался Шевченко) разбился самолёт “Embraer 190AR” компании «Азербайджанские авиалинии». При ударе о землю лайнер разрушился. Из 67 человек, находившихся на борту, пока выжили 29. Среди выживших есть 9 россиян, а вот 7 пассажиров, имевших российское гражданство, погибли. Среди погибших также есть граждане Азербайджана, Казахстана и Киргизии. Борт совершал регулярный перелёт из Баку в Грозный, однако столица Чечни не приняла его по метеоусловиях. Самолёт развернули сначала на Махачкалу, а потом на Актау. В ходе полёта возникли неполадки, сделавшие лайнер практически неуправляемым. Потеря управления и привела к гибели воздушного судна.
Непонятно практически всё
Уже первые сообщения о катастрофе рейса «Баку – Грозный» вызвали недоумение. Каким образом тривиальный двухчасовой перелёт из столицы Азербайджана в Грозный закончился на другом берегу Каспийского моря, да ещё и так трагически.
Закрытые аэропорты
Официально аэропорт Грозного не принял рейс из Баку по причине плохой погоды. Однако местные жители сообщают, что особых катаклизмов в Грозном утром 25 декабря не наблюдалось.
Стихийных бедствий не было и в Махачкале. Именно в Дагестан перенаправили так трагически закончившийся рейс. Но и там помешала погода. Но почему “Embraer” не вернулся в Баку, а полетел через Каспийское море в Казахстан? Расстояния сопоставимы – до Баку километров на 60-80 дальше, но при длине маршрута в 400 км эта разница не принципиальна. В официальных сообщениях тема возвращения в Баку не упоминается.
Птицы, баллон или что-то ещё?
Но маршрут это, что называется, полбеды. Возможно, в Грозном и Махачкале опасались атаки беспилотников – примерно в это время украинские БПЛА атаковали Владикавказ. Может быть, после взлёта испортилась погода в Баку, и рейс отправили в Актау. Дальности самолёту хватало – дальность “Embraer 190AR” превышает 4 000 км. Отчего же он резко пошёл к земле и в итоге разбился?
Главной версией через 18 часов после катастрофы остаётся столкновение с птицами. Из-за него самолёт получил повреждения, потерял управление и упал.
С управлением у лайнера, судя по видеозаписям катастрофы, проблемы были. Но хоть как-то пилоты с ним справлялись до последних минут. И даже перед самой землёй они старались выровнять самолёт. Именно потому погибли не все.
На видео, снятых сразу катастрофы, видны пробоины в сохранившейся части фюзеляжа. Они нанесены извне. В нынешней обстановке сразу возникли подозрения о неизвестной атаке из какого-нибудь ПЗРК, но свидетельств о ней нет, да и пробоины такого размера не могли нанести самолёту критические повреждения.
Высказываются предположения о взрыве баллона со сжатым воздухом. Мощность такого взрыва велика, и её вполне хватило бы для того, чтобы разрушить самолёт. Однако “Embraer 190AR” долетел до земли целым и разрушился только от удара.
Версий несколько, но узнать, какая из них верна, можно будет из официального расследования. «Чёрный ящик» уже найден, переговоры пилотов с диспетчерами сохранились, их уже начали публиковать. Остаётся принести соболезнования близким погибших, пожелать здоровья выжившим и ждать.