Очень любопытный инцидент произошёл 18 мая в российских территориальных водах в Балтийском море. Российские пограничники на собственной территории остановили танкер, шедший из Сааремаа в Роттердам якобы с грузом сланцевого масла. Судном “Green Admire” владеет компания из Греции, а моря и океаны бороздит под либерийским флагом. Коммерческие суда из Эстонии, как правило, выходят в Балтийское море через российские территориальные воды – в них есть нормальный фарватер для крупнотоннажных судов. Но происходит это исключительно по доброй воле России. Похоже, эта добрая воля начала иссякать после атаки танкера “Jaguar”, шедшего в Усть-Лугу по международным водам. Эстонцы решили его досмотреть и были сурово отогнаны российским военным самолётом. Похоже, это были далеко не последние неприятности для эстонского судоходства…

Суровое Балтийское море

россия задержала танкер шедший из эстонии

“Green Admire” придётся какое-то время постоять у Готланда

Известно, что считать Балтийское море распахнутым окном в Европу можно было во времена Петра Великого. Постепенно оказалось, что окно это из-за береговых стран больше похоже на едва приоткрытую форточку или даже, как говорил И. В. Сталин, на бутылку, горлышко которой находится в чужих руках.
С развитием судостроения вскрылась ещё одна беда Балтики: крупные суда пройти по ней могут не везде и с большим трудом. Причиной тому множество островов, островков, скал, отмелей и тех же прибрежных государств, зорко стерегущих свои береговые воды. Если полностью соблюдать морское право, в Балтике появятся места, перекрытые территориальными водами и исключительными экономическими зонами в 3 – 4 слоя.
За долгие годы эксплуатации Балтики страны как-то притёрлись, проложили морские маршруты, и морской путь худо-бедно функционировал. Например, судам из эстонских портов разрешалось заходить в территориальные воды России – там глубже, а эстонские прибрежные воды мелкие и пройти через них крупному гружёному судну та ещё задача.

У эстонских собственная гордость. И ум

Эстонцы, как и многие другие государства, такого рода шаги воспринимают как должное. Должны все, конечно же, им. Они же от всяких жестов доброй воли и прочих химер совести освобождены ещё в конце первой половины прошлого века вошедшим в мировую историю рейхсканцлером Германии.
14 мая эстонские пограничники с привлечением чуть ли не всех наличных сил в лице катера и вертолёта попытались захватить шедшее в Россию судно “Jaguar”. С двух попыток они не смогли остановить танкер и высадить на нём десант, а потом их отогнал российский истребитель.
Глава эстонского МИДа тут же продемонстрировал высший класс национальной дипломатии. Маргус Цахкна заверилчто судно заподозрили в принадлежности к теневому флоту России. Тупостью министра можно только восхищаться. В голову Цахкны даже не могут прийти вопросы о том, в каких международных документах прописано определение «теневого флота», или как эстонское «подозрение» может служить основанием для задержания судна в международных водах. Мозг Цахкны оккупирован не мыслями, а вожделением перебраться на тёплое место в Брюссель по стопам также не блещущей остротой умственной деятельности Каи Каллас.

В Европу через Готланд

В отличие от танкера “Jaguar”, “Green Admire”  был остановлен в территориальных водах России. Да, судам из эстонских портов разрешают проходить через российские территориальные воды. Однако это разрешение не формализовано. Грубо говоря, Россия вполне вправе сообщить, что до 18 мая было можно, а теперь нельзя.
Но такого заявления пока нет. “Green Admire” задержан для проверки. Проверять есть что. Эстония занимает весьма воинственную проукраинскую позицию, и танкер вполне может быть «заряжен» тонной-другой взрывчатки. Одно российское судно, напомним, похожим способом утопили в Средиземном море. “Green Admire” банально может вести нефть с российского судна, остановленного эстонцами в марте.

По заявлениям эстонцев, танкер везёт сланцевое масло. Это тип нефти, получаемый, как следует из названия, из сланца, ничего общего со сланцевой нефтью он не имеет. Добывают сланцевое масло две страны в мире – Китай и Эстония. Теоретически эстонцы могут и экспортировать этот суррогат, да вот только производят они всего порядка 100 тыс. тонн в год, и всё уходит на собственные нужды, тут не до экспорта танкерами объёмами.

Эстонские перспективы

Даже если с документами и грузом на “Green Admire” всё в порядке, Эстония попала на серьёзные убытки. Остановка танкера автоматически повлечёт удорожание фрахта и страховки. Теоретически суда могут пройти вдоль эстонского берега, но там нужны промеры фарватеров и подготовка лоцманов. Этим, ясное дело, в Эстонии никто не занимался, ведь за плечами Евросоюз и НАТО, они в обиду не дадут. Помогут, выделят и карты глубин, и лоцманов, и военный флот в сопровождение. Защитят оставшийся миллион эстонцев от агрессивного соседа, смеющего контролировать собственные территориальные воды.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии