Как Moёt Henessy сама себя высекла
Шум, поднятый вокруг «запрета на историческое название «Шампанское» в России, показал: либо в компании Moёt Henessy и её российской «дочке» «Моёт Хеннесси Дистрибьюшн Рус» работают некомпетентные юристы, либо компания занимается подделками, производя шампанское не из сырья, выросшего на виноградниках Шампани.
Шампанское вместо хамона

А оно точно из Шампани?
Надо сказать, что за годы, прошедшие против введения Россией первых контрсанкций против западных продуктов потенциал российской оппозиции заметно снизился. Сколько крокодиловых слёз пролилось в своё время над не попавшими на российский рынок хамоном и настоящим сыром! А сейчас угроза лишиться настоящего французского шампанского прошла почти незамеченной.
Не всем понятные изменения в законе
После вступления в силу изменений в закон 171-ФЗ компания Moёt Henessy, поставляющая основные объёмы французского шампанского в Россию, выпустила заявление, суть которого сводилась к тому, что такой уважаемой и известной компании запретили называть свои вина «шампанским». А раз так, то уважаемая известная компания прекращает поставки своей продукции на российский рынок — Moёt Henessy не готова менять категорию своей продукции ради российского потребителя. При этом в заявлении изменения в законе – без цитирования – толковались так, будто теперь «шампанскими» можно называть только вина, произведённые в России.
Заявление было распространено 2 июля, а уже через два дня Moёt Henessy резко изменила свою позицию – шампанское в России будет, нужно только наклейки поменять. Новое заявление повергло в шок доморощенных лингвистов, успевших устроить словоблудие, играя словами «Шампань», «шампанское» и российское».
Что не так с Moёt Henessy?
Возможно, что в компании, входящей в группу Louis Vuitton с общим оборотом под 50 млрд. евро, работают юристы, неспособные понять семь строк текста изменений в 171-ФЗ. Учитывая плодовитость вузов, выпускающих юристов, такую вероятность можно допустить. Но гораздо вероятнее другое – в такой крупной компании работают как раз грамотные юристы, и как раз они подсказали руководству, чем в перспективе могут обернуться изменения в 171-ФЗ.
Эти изменения были приняты весьма не вовремя для Moёt Henessy. В среде специалистов давно бродили слухи о том, что компания производит слишком много шампанского, в Шампани для таких объёмов не хватает винограда. Публично об этом не говорят – тягаться в судах с таким монстром, не имея точных свидетельств, никто не будет. Беда для Moёt Henessy подкралась с другой стороны. В 2020 году в Шампани собрали урожай, на целую треть меньше среднего, и урожай этого года из-за поздних заморозков будет примерно таким же.
Объёмы поставок законтрактованы, невыполнение обязательств чревато разными нехорошими последствиями. И если ещё год назад компания могла провернуть схему, использовав часть сырья не совсем из Шампани, то новый закон чётко требует (и в этом главная суть изменений в 171-ФЗ) указывать на контрэтикетке регион происхождения продукта.
Никто не запрещает писать на этикетке «Шампанское». Нужно просто честно написать на контрэтикетке: «Из Эльзаса», «Из Калифорнии» или «Из Краснодара». Разумеется, предварительно доказав, что сырьё для вина произведено именно в этой местности. Возможно, в Moёt Henessy опасаются именно этого.