«Железнодорожному кресту» быть
Россия построит железнодорожные магистрали вдоль Северного морского пути и поперёк своей территории с юга на север Сибири. Масштабный проект будет реализован в течение 2025 – 2035 годов. Железнодорожные магистрали стану подобием железных обручей, стягивающих территорию России. Территория эта не распадается – рельсы станут артериями, удешевляющими перевозки грузов из Европы в Азию и обратно. Помощник президента Владимира Путина Игорь Левитин в Новосибирске заявил, что принципиальное решение о строительстве Северо-Сибирской дороги принято, а исследование о перспективности строительства дороги, соединяющей Транссиб с Севморпутём, должна провести Российская академия наук. Учитывая независимость РАН, можно с огромной долей вероятности предположить, что проекту меридиональной железнодорожной магистрали, которую называют «железнодорожный крест», будет дан зелёный свет.
«Мёртвая дорога»
Постройка железной дороги вдоль Северного Ледовитого океана прямо-таки напрашивалась с того момента, как Россия превратилась из Московского княжества в Российскую империю. Однако потянуть эту задачу не смогли ни имперские, ни советские инженеры и железнодорожники. К чести последних нужно сказать, что части Северо-Сибирской дороги (ССД) были всё же построены. Но наступило очередное противостояние России с Евросоюзом, и рельсы с новой магистрали пришлось снимать и отправлять на более насущные нужды.
После смерти И. В. Сталина появились ещё более насущные нужды: выращивание кукурузы в Архангельской области, распахивание миллиардов гектаров целины, поддержка людоедов в Африке. Накал труда был таков, что даже паровозы с уже готовых участков ССД было некогда вывезти. А уж о тысячах километров рельсов вообще разговоров нет. Их оставили как падаль для фотографий перестроечных фотографов, рассказывавших о том, как Сталин расстрелял миллионы невинных людей, а потом заставил их сначала выплавить сталь для рельсов, а потом и положить их в вечной мерзлоте.
РЖД построит
Во втором десятилетии XXI века оказалось, что «Мёртвая дорога» очень даже нужна. Благо, поколение экономистов-рыночников в России к началу 2020-х годов сошло на нет – спрос на воров и изменников Родины нынче минимален. Показателен отзыв о заявлении Левитина о строительстве ССД человека, называющего себя финансовым омбудсменом Ассоциации российских банков Павла Медведева. Этот банкир и экономист сразу вспомнил обо всеми уже забытом «Северном завозе», на котором он и его коллеги неплохо грели руки в ельцинские времена.
Тогда этот завоз означал заброску всех жизненно необходимых грузов, от топлива до фруктов, в течение двух – трёх месяцев навигации по Севморпути и северным рекам. Когда же Россия вдохнула новую жизнь в Севморпуть и собирается обеспечить круглогодичное движение вдоль побережья Северного Ледовитого океана по суше, Медведев заголосил о том, что железная дорога нанесёт ущерб экосистеме Северного полярного круга и вообще противоречит основам рыночной экономики.
Конечно, кусок хлеба у Павла Медведева и его коллег ССД отберёт. А у более серьёзных коллег омбудсмена по банковским делам отберёт меридиональная дорога. Она пройдёт, предположительно, от Тайшета до Ямбурга. Мощности и средства для такого строительства, по словам Левитина, в России уже есть.
Смертный приговор глобализации
То, что Левитин озвучил планы по строительству двух масштабных железных дорог на следующий день после выступления Владимира Путина на форуме «Валдай», может говорить о двух вещах.
Устами Левитина Россия озвучила финальное предупреждение: либо США приказывает своим европейским сателлитам вести себя пристойно, либо Россия замыкает внешние связи на Азию. Такое замыкание означат конец глобализации по-американски. Вашингтон сможет и дальше диктовать условия Сальвадору или Уругваю, а Россия, Индия, Китай, Саудовская Аравия и другие страны Восточного полушария будут как-то разбираться в совместной торговле и взаимоотношениях.