В развитие Севморпути вложат 1,8 триллиона
Государство потратит 1,8 триллиона рублей на развитие и обеспечение безопасности движения по морскому пути, огибающему Россию с севера и востока. Михаил Мишустин утвердил согласованную несколькими днями ранее программу развития Севморпути на ближайшие 12 лет. Запланировано провести 150 мероприятий, многие из которых вполне могут быть отнесены к крупнейшим стройкам в одиночку. Это газовый, нефтеналивной и угольный терминалы, порт во Владивостоке, гидротехнические, перегрузочные и береговые комплексы. Деньги выделятся также на строительство судов и создание специальной спутниковой группировки.
Обеспечение грузопотока
Особое внимание в плане развития арктической морской трассы уделено обеспечению грузопотока. В правительстве справедливо посчитали, что в условиях санкционной войны полагаться на иностранные перевозки рискованно – они могут в любой момент прекратиться. Поэтому уже осенью текущего года заинтересованные стороны, в том числе «Росатом» (корпорация управляет атомными ледоколами), получатели, отправители и перевозчики грузов должны заключить соответствующие соглашения.
Что намечено построить
Намеченная программа строительства поражает воображение. Если она будет полностью реализована, Крайний Север перестанет быть безжизненным и пустынным. На нём появятся:
- терминал СПГ «Утренний»;
- угольный терминал «Енисей»;
- несколько комплексов по перевалке;
- береговые сооружения в районе Баимского месторождения;
- нефтяной терминал «Бухта Север»;
- новый транзитный порт-хаб во Владивостоке;
- базы бункеровки с возможностью технического обслуживания;
- логистический узел в Корсакове;
- флот судов, предназначенных для аварийных и спасательных работ;
- атомный ледокол нового проекта.
Зачем развивать Севморпуть?
Северный морской путь начали искать ещё в XVI веке. Знаменитый Роберт Чанселор, «пробивший» у Ивана Грозного монополию на торговлю русскими товарами, вообще-то плыл в Китай, но едва добрался до Северной Двины. Реальная эксплуатация Севморпути началась в 1935 году.
Магистраль сыграла большую роль во время Великой Отечественной Войне. Не самый известный факт – в 1942 году гарнизон порта Диксон при поддержке пароходов «Дежнёв» и «Сибиряков» отразил нападение фашистского тяжёлого крейсера «Адмирал Шеер», а ведь Диксон находится на долготе Новосибирска. Всего по Севморпути за войну перевезли 4 млн. тонн важнейших грузов.
После войны Севморпуть особенно динамично развивался с появлением атомных ледоколов. Некоторый спад случился после известных политических событий 1980 – 1990 годов, но с начала XXI века грузооборот в Арктике постоянно рос и в 2021 году достиг почти 35 млн. тонн. Планируется увеличить его вдвое.
На Северном морском пути теоретически можно неплохо зарабатывать – путь по нему из Юго-Восточной Азии в Европу почти вдвое короче и намного дешевле. Но мешают неразвитость инфраструктуры и политические причины. Первое препятствие и призван устранить план, утверждённый премьер-министром 4 августа.